Чем обработать поделки из бересты. Заготовка и хранение бересты

Бересту применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи, к тому же они не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха.

Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если надевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

Каждый посетитель имеет возможность овладеть навыками работы с берестой, под чутким руководством мастера. Вам не только откроются секреты этого удивительного материала, но и вы можете взять на память свое уникальное, неповторимое, авторское изделие.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий.

Все изделия, изготовленные из бересты, можно разделить на типы :

· Изделия из берестяного цилиндра. Для их изготовления необходима береста͵ снятая целиком с отрезка берестяного ствола. Таким способом изготавливают туеса, шкатулки.

· Изделия из цельного пласта бересты. Для изделий такого типа используют куски бересты, снятые с дерева по окружности ствола. Изделия изготавливают, выкраивая из полотна бересты плоские детали или формы и монтируя их каким-либо способом в объёмно-простраственую форму. Таким образом изготавливают коробы, черпачки, коврики, рубашки для туесов.

· Изделия из полос бересты. Для изготовления изделий данного типа используют узкие полоски бересты, нарезанные непосредственно со ствола или из предварительно подготовленных пластов, которые переплетаются особым образом во взаимноперпендикулярных направлениях. Таким образом изготавливают корзинки, солонки, хлебницы и мн.др.

· Изделия, декорируемые слоеной берестой. Для получения отельных слоев пласт бересты, снятый с дерева, разделяют на слои при помощи тупого ножа или руками. Слои в дальнейшем подвергают различного вида способам декоративной обработки или используют для изготовления аппликаций.

Виды декоративной бересты:

Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов) , ударяя по ним молотком..

Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просœечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.

При декорировании утилитарных предметов часто выполняют многослойные композиции из ажурных полос бересты: последовательно наклеивают их друг на друга от фонового рисунка сетки к разработанным элементам верхнего слоя орнамента.

Частным случаем резьбы является процарапывание – прорезание бересты на небольшую толщину с удалением верхнего слоя вырезанных элементов. В результате получают рисунок из элементов, незначительно отличающихся по тону от фона.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.

Эскиз росписи должна быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всœего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают исходя из сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. Учитывая зависимость отиспользованной палитры выделяют виды росписи:

Полихромная (многоцветная)

Монохромная (тональная), которая должна быть выполнена как в живописной, так и в графичной манере.

Роспись закрепляют лакированием.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объёмного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами делœения участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое делœение можно пометить пятнами одного цвета͵ но различной насыщенности.

Точную копию рабочего эскиза разрезают на отдельные детали, при этом их нумеруют, чтобы не перепутать при наклеивании на фон. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты размечают карандашом или ручкой контуры деталей и вырезают их, срезая намеченную линию. Вырезанные детали наклеивают на тонкую бумагу и сушат под прессом. Подготовленные детали наклеивают на подготовленный фон (картон, фанера, дерево, текстиль и др.) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывают детали, а не фон, промазывая от середины к краям. Мелкие элементы аппликации смазывают спичкой. Готовую аппликацию сушат под прессом. Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты.

Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.

1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, т.к. сама береста обычно имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определœенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные варианты текстуры. Способы:

Вощение – покрытие воском или восковыми мастиками (с добавлением канифоли и скипидара)

Лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого до самого жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.

Полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)

Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), дает глубокий, свежий и концентрированный цвет.

2. Непрозрачная отделка – скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).

Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание осуществляется погружением бересты в горячий песок (варьируя температуру и время выдержки)

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий." 2017, 2018.

Заготовка бересты — это неотъемлемая часть ремесла плетения из бересты и требует наработки навыков и опыта так же как и само плетение.

Прежде чем начинать пробовать что-то делать из бересты своими руками нужно хорошо понимать как сделать заготовку для изделия.

Ключевые моменты заготовки бересты:

Место сбора

Березовая роща — лучшее место для сбора бересты. Технические и эстетические свойства бересты во многом зависят от места, где растут березы, и от их возраста. В густом смешанном лесу береста чаще всего непригодна для использования , так как она слишком поражена лишайником и грибами . На окраинах леса березы слишком узловаты и коренасты, что тоже не подходит мастерам . В рощах с умеренной тенистостью на не очень засушливых землях березы вырастают гладкими и стройными. А значит с качественной берестой .

Сбор бересты нужно проводить в разрешенных местах . Лучше заранее узнать у лесничество места предстоящей вырубки деревьев.

Можно договориться с местными заготовщиками дров. Помните — сбор бересты с живого дерева может сильно ему навредить .

Заготовка бересты регулируется местным законодательством . Например:

  • Закон Красноярского края о порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд
  • Закон Псковской области о заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов на территории Псковской области
  • Закон Московской области об использовании лесов на территории Московской области

Время сбора

Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной , во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. Лист набирает свою силу, становится темно-зеленым. В это время гремит первый гром, идет первая гроза. В Ленинградской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны. В этот период — с середины мая — надо просто чаще наведываться в лес. По окончании сокодвижения береста как бы присыхает к лубу, а в конце лета заготовка ее становится практически невозможной .

В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середи­ны июня.Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше. Если правильно определе­но время, кора режется с легким по­трескиванием, края в местах разре­за приподнимаются. Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки» , чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня. В зависимости от периода и места сбора будут наблюдаться различные дефекты бересты. Так, например, в конце сезона сбора бересты в засушливых местах или на открытом солнечном месте вы будете наблюдать отслоение полезного (желтого) слоя бересты в виде вздутий пленки или изменение цвета бересты. Такого рода дефекты могут быть интересны для изготовления различного рода декоративных изделий, но негативно скажутся на качестве плетеных предметов.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда

Заготовка бересты может начаться и раньше срока, ведь мероприятия по поиску места заготовки - тоже требуют времени, и такая работа с берестой должна быть учтена мастером, чтобы не спохватиться в самый разгар сезона.

Инструмент

Перед походом нужно приготовить необходимые инструменты и приспособления, чтобы работа с берестой была эффективной и безопасной.

Первым предметом, имеющимся в распоряжении, должен быть нож-косяк . Такой нож изготавливается из полотна для пилки по железу, вклеенную в деревянную рукоять из мягких, несмолистых пород дерева. Лучше всего иметь пару ножей , с короткой и длинной ручкой (до метра длиной). Ножи должны быть заблаговременно заточены .

Так же придется изготовить что-то вроде плоской деревянной лопатки с неострыми краями. Этим инструментом аккуратно отделяется береста от луба, предотвращая повреждения материала и дерева. Бечевка пригодится для связывания пачек добытой бересты.

Список основных инструментов :

  • нож-косяк
  • деревянная лопатка (сочалка)
  • бечевка

Выбор дерева

В зависимости от вида изделий собирается разная береста . Для плетения небольших и средних изделий необходима береста с берез от 15 до 25 см. в диаметре. Для коробов и пестерей необходим более толстый материал, значит и березы должны быть старше.

Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий. Отличительной особенностью березы пушистой является мелкий густой пушок , покрывающий одногодичные побеги ее и листья. Листья березы пушистой имеют овальную или яйцевидную форму без оттянутой к черешку вершины, чаще всего двоякозубчатые. Ветви не обвислые, сережки после созревания долго остаются на дереве. Береза пушистая растет на почвах с умеренной влажностью, в смешанных лесах с умеренной тенистостью (она теневынослива), на боровых склонах.
Заготовка бересты начинается с тщательного обследования дерева . Необходимо выяснить ряд свойств, таких как толщина бересты , наличие сучков и мха, вид чечевичек. Чечевички – продольные полоски на бересте, через которые выполняется некоторый обмен веществ, поэтому в народе их называют «форточками» . Чечевички не должны быть слишком темными и большими, следует обратить внимание, не слишком ли они выступают над уровнем коры. Необходимо сделать разрез и отделить часть бересты от дерева. Только таким способом можно определить наличие некоторых дефектов и готовность бересты к сбору, при этом не навредив дереву .

Самая ценная береста для всех видов изделий — широко-пластная, слоистая, ровная, тонкая (средняя толщина до 1 мм), с небольшими узкими поверхностными чечевичками, теплая и бархатистая на ощупь, растяжимая, желтого, золотисто-желтого или желто-зеленого цветов. Такая береста бывает у берез в возрасте от 20 до 40 лет с гладким ровным стволом (диаметром более 160- 200 мм), без болезненных утолщений, наплывов, сучков, порезов, ярко выраженных корок и грибов. Исключение составляют случаи, когда необходима береста для прорезной резьбы. Тогда ищут молодые деревья в возрасте не старше 15-16 лет.

На окраинах полей, опушках леса часто растут березы с толстой корой. Береста у них с длинными и широкими чечевичками, гладкая, прочная, малорастяжимая, желтого, иногда красноватого оттенка или даже разноцветная: с северной стороны — желтая, с южной — красноватая. Это — береста второсортная . Она требует много усилий и времени при обработке. Береста с берез, растущих на торфянистых болотистых местах или отдельно на открытых пространствах,- непрочная, нерастяжимая, со множеством мелких и крупных почерневших чечевиц, толстая, пятнистая, в коросте, с отверстиями от ходов насекомых, однобокая, с утолщениями. Такую лучше не брать.

Перед непосредственным сбором береза очищается от старых слоев бересты, мха и лишайника. Делать это можно в перчатках, поглаживая ствол по направлению чечевичек.
Сняв хорошую, по вашему мнению, бересту, еще раз проверить ее вид, место, где растет данная береза, определить ее примерный возраст, диаметр ствола, его характерные особенности. Первая неуверенность, неопытность со временем проходят. Остаются знания. Подобные выходы в лес не исключают возможности и быстрой заготовки бересты (в местах рубки деревьев и их разделки), но и в этом случае надо суметь найти свою березу.

Заготовка бересты

Самым непрактичным и редким способом является использование специального инструмента – станка, который нарезает бересту по спирали на стволе. Из-за разного диаметра берез использование такого способа проблематично и ресурсоемко, а так же наносит больший вред самой березе.

Самый популярный , думаю, способ – сбор листами. Для этого делается вертикальный надрез на стволе ножом. Необходимо выдержать определенное давление на рукоятку ножа, чтобы не повредить луб и древесину, поэтому тут нужен некоторый опыт, который придет после нескольких таких операций.

Перед разрезом необходимо определить наиболее чистый край березы. С северной стороны всегда больше лишайника, поэтому там обычно береста хуже чистится и слоится. Не стоит делать надрез посреди чистой стороны березы – эта часть более пригодна для использования, и ее нужно сохранить как можно больше. Разрез делается между чистой и заросшей лишайником частью так, чтобы последняя осталась с краю предполагаемого листа. Резать посреди заросшей части тоже не стоит – это может вызвать трудности с отделением листа от луба и его дальнейшим расслоением.

После того как сделан разрез, аккуратно деревянной лопаткой отделяется береста от луба по всей длине разреза в обе стороны. В самый разгар сезона сбора бересты можно наблюдать, как береста сама отходит от ствола при надрезе. В этом случае и лопатка не нужна, можно собрать своими руками.

С чистой стороны береста отходит проще – начинать отделять лист нужно именно оттуда. Не стоит увлекаться большими листами. Вполне хватит ширины порядка 40-70см, в зависимости от готовящегося изделия. Широкие листы сложнее транспортировать и обрабатывать.

Самый старый , наверное, способ – сбор бересты в клубки (лентами). Он удобен для плетения массивных изделий, требующих длинные полоски. При таком способе у выбранной березы делается надрез шириной 3–4 см. как можно выше, затем аккуратно отгибается лопаточкой или ножом и ведется снятие бересты по спирали, слегка оттягивая полоску бересты вниз и на себя. Такие ленты сворачиваются в клубок с оставлением обязательного отверстия для просушки.

Такой способ может доставить поначалу некоторые неудобства, так как направление чечевичек будет отклонено от общего направления самой ленты, и может вызвать образование заусениц на бересте при плетении. Опытные мастера легко справляются с такими неудобствами и не считают это проблемой.

Для туесов береста собирается сложнее всего, ведь нужно собрать ее цилиндром, а значит березу придется спиливать. В таких случаях береза выбирается особо тщательно, потому что должна быть чистой и легко отслаивающейся. Спиливается дерево, оставаясь на пню. Валится так, чтобы не упала прямо на землю, а осталась на весу примерно в полуметре от почвы. Затем выбирается нужный участок коры и надрезается с двух сторон вкруговую. После этого очень аккуратно, не допуская разрывов, отслаивается тонким прутом или лопаточкой не от луба в этот раз, а от древесины. Эту процедуру нужно выполнить с двух торцов цилиндра, пока он не начнет проворачиваться по оси вокруг дерева. По всему стволу делается несколько таких цилиндров, а потом спиливается верхушка.

Когда все сделано бересту можно сдергивать со ствола, начиная с верхнего. Остатки луба после снятия со ствола можно отделить, слегка деформируя цилиндр. Потом заготовки вставляются друг в друга матрешками для транспортировки.

Транспортировка и хранение

Снятые листы аккуратно складываются, чередуя лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной, подбираясь примерно по ширине. Делается это, чтобы защитить материал от загрязнения, так как листы первое время смочены в соке, и к ним может прилипнуть нежелательные элементы растительности, тем самым испортив ценный лицевой слой бересты. Сложенные листы можно связать в рулоны по 8–7 килограмм или в стопки, сжимая их с помощью бечевки и палок. Последний способ предпочтительнее тем, что распрямленную бересту проще обрабатывать и использовать.

Обратите внимание на то, что береста очень любит скручиваться , особенно в период сбора, ведь в это время уже печет солнце и температура воздуха достаточно высока. Поэтому сразу же после сбора листовой материал нужно поместить под пресс между двумя ровными поверхностями, например, двумя досками или полом и листом фанеры.

Заготовленная впрок береста может храниться несколько лет . Для этого ее помещают в закрытое сухое (летом прохладное) помещение. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит в небольшие стопки, совмещая поперечные края, и прослаивают листами фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают значительный груз, препятствующий сворачиванию концов бересты. Тогда она сохраняет свое первоначальное состояние и не коробится. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а сколотни — вставленными друг в друга.

Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определенное время, после чего её можно использовать в работе.

Экология заготовки бересты

Заготовка бересты своими руками сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора.

По приходу в лес будьте предельно внимательны и осторожны - в траве и на кустах на уровне роста человека могут в это время попадаться чьи-нибудь жилища (с желторотыми юнцами например), не доставляйте неудобства обитателям столь прекрасного места.

Определив район посещения, в санэпидемстанции уточняется, не эндемичен ли он в отношении клещевого энцефалита. Там же решается вопрос о необходимости вакцинации и мерах предосторожности. Весной в лесу при заготовке бересты лучше находиться в резиновых сапогах, в рубашке с длинными рукавами (рукава на резинке или манжетах) и закрытым воротом, в шапочке с козырьком и пелеринкой, закрывающей уши и шею и смоченной в растворе диметилфталата, в перчатках.

Выйдя из, леса, обязательно проверьте, нет ли клещей на теле и одежде.

Обработка бересты

Туески в плетеной, расписной и прорезной "рубашках". Русский Север. Современная работа

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под Великим Устюгом работает 99 цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуются и пробойники - их изготовляют из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили - треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.

Неплохо сделать и чеканы - инструменты для нанесения углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и пробойников с различной конфигурацией вы имеете, тем интереснее можно получить рисунок.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить, чтобы оно не царапало бересту.

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой.

Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф.

Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, обложку записной книжки, карандашницу, футляр для очков и множество других полезных предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Внутри слои бересты имеют самую разнообразную окраску - от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью, другие - кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.

Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

Кто делал весной свистки из ивовой или липовой веток, хорошо знает, что достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется "чулком". Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня.

Все стволы деревьев имеют так называемую сбежистость - едва заметную конусность от комля к вершине. Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

Сколотни можно заготовить впрок, храниться они могут несколько лет. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.

Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а).

В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение,- располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес, налейте в чего воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочно, что туес может выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в него вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его "секрет", может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов, предназначенных только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесов из сколотней.

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.